Самые читаемые
24 окт 2024
Товарный знак – охраняемый законом объект интеллектуальной собственности. Действующее законодательство запрещает использовать обозначения, сходные до степени смешения с зарегистрированными товарными знаками. Чтобы установить, что знаки тождественны либо очень близки по ряду признаков, проводят специальное исследование – экспертизу товарных знаков.
Только обозначения, зарегистрированные надлежащим образом, могут иметь статус товарного знака. Проблемы возникают, когда два и более обозначения тождественны или сходны по многим элементам. Игнорируя букву закона, недобросовестные предприниматели нередко имитируют товарные знаки популярных брендов, вводя тем самым покупателей в заблуждение. Чтобы подтвердить или опровергнуть, что товарные знаки совпадают до степени смешения, проводят независимую экспертизу.
Основная цель проведения данного вида экспертизы – защита репутации порядочного субъекта предпринимательской деятельности от недобросовестных конкурентов. Потребность в данной экспертизе обычно возникает в следующих случаях:
Анализ схожести буквенных обозначений производится по трем уровням. Так, эксперт обращает внимание на близость используемых звуков и букв (звуковой уровень); на шрифт, используемые цвета, размер букв и их расположение и др. (графический уровень); также эксперт анализирует, насколько схожий смысл, похожие значения и идеи выражены в проверяемых знаках (смысловой уровень). Обозначения в виде изображений эксперт сравнивает по следующим параметрам: внешнее сходство по форме, вид изображений, смысловое наполнение, выбор цветов и оттенков, соразмерность и пропорциональность.
Сходство до степени смешения товарных знаков анализируется только по аналогичным продуктам и услугам. Два похожих обозначения могут официально существовать, если они относятся к разным классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
Таким образом, проведение независимой судебной и внесудебной экспертизы товарного знака позволяет проверить, имеет ли место незаконное использование обозначение. При установлении данного факта заключение эксперта выступает надёжным подспорьем в суде, помогающим привлечь к ответственности правонарушителей.
Что такое товарный знак и зачем нужна его эксперта?
Товарный знак – это некое обозначение, размещаемое на продукции или обозначающее услугу. Данное обозначение может быть в виде графического изображения, буквенного наименования, цифр, цветов, комбинированных форм. Оно обладает важным признаком – уникальностью, что позволяет потребителю выделить товар из ряда схожих, запомнить бренд и сформировать определенные ассоциации.Только обозначения, зарегистрированные надлежащим образом, могут иметь статус товарного знака. Проблемы возникают, когда два и более обозначения тождественны или сходны по многим элементам. Игнорируя букву закона, недобросовестные предприниматели нередко имитируют товарные знаки популярных брендов, вводя тем самым покупателей в заблуждение. Чтобы подтвердить или опровергнуть, что товарные знаки совпадают до степени смешения, проводят независимую экспертизу.
В каких случаях требуется проведение экспертизы товарных знаков?
Экспертиза товарного знака – исследование, в ходе которого устанавливают степень схожести обозначений, размещаемых на продукции или обозначающих услугу. Объектами исследования при этом могут быть товарные знаки, доменные имена, фирменные наименования и другие объекты интеллектуальной собственности. Товарный знак может быть письменным, изобразительным, звуковым, объемным, обонятельным, а также комбинированным.Основная цель проведения данного вида экспертизы – защита репутации порядочного субъекта предпринимательской деятельности от недобросовестных конкурентов. Потребность в данной экспертизе обычно возникает в следующих случаях:
- когда правообладателю необходимо подтвердить незаконное использование его обозначения;
- когда предприниматель получает претензию от правообладателя и нужно проверить, есть ли нарушение;
- когда правообладателю необходимо убедиться, что товарный знак уникален и не нарушает чужие права.
Что значит «сходство до степени смешения» и как эксперт его устанавливает?
Сходные до степени смешения знаки не полностью одинаковые, но совпадающие по большинству признаков. Они не подлежат регистрации, поскольку очень похожие обозначения могут вызвать заблуждение у покупателя товара/заказчика услуги. Также невозможно зарегистрировать полностью тождественные обозначения в качестве товарных знаков.Анализ схожести буквенных обозначений производится по трем уровням. Так, эксперт обращает внимание на близость используемых звуков и букв (звуковой уровень); на шрифт, используемые цвета, размер букв и их расположение и др. (графический уровень); также эксперт анализирует, насколько схожий смысл, похожие значения и идеи выражены в проверяемых знаках (смысловой уровень). Обозначения в виде изображений эксперт сравнивает по следующим параметрам: внешнее сходство по форме, вид изображений, смысловое наполнение, выбор цветов и оттенков, соразмерность и пропорциональность.
Сходство до степени смешения товарных знаков анализируется только по аналогичным продуктам и услугам. Два похожих обозначения могут официально существовать, если они относятся к разным классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
Заключение эксперта
В результате выполнения исследования эксперт предоставляет заключение, которое содержит обоснованный вывод о сходстве до степени смешения товарных знаков либо его отсутствии. Заключение эксперта – это официальный документ, который имеет доказательственную силу. Суд учитывает заключение эксперта при вынесении решения по делу, если оно не нарушает требования законодательства.Таким образом, проведение независимой судебной и внесудебной экспертизы товарного знака позволяет проверить, имеет ли место незаконное использование обозначение. При установлении данного факта заключение эксперта выступает надёжным подспорьем в суде, помогающим привлечь к ответственности правонарушителей.